iskatel: (Default)
[personal profile] iskatel
статья «Бог и кесари. Кто хозяин в древнем храме?»
Про реставрацию фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Снетогорского монастыря, и не только..
' Я всегда сравниваю эту ситуацию, например, с ситуацией в бывшей Югославии – Сербии или в Македонии. Это всегда были маленькие аграрные страны, они всегда были достаточно бедны, там никогда не была развита промышленность. Но для них памятники, их культура – это самое дорогое, что у них есть. Вы бы видели – в каком идеальном состоянии там памятники!...
У нас национальная гордость – пока на словах. '


------------------------------------------------------

'..Началась долгожданная и совершенно необходимая архитектурная реставрация собора Мирожского монастыря. Это единственный в России памятник (так уж сложилось – волею судеб) домонгольского периода, который до сих пор полноценно не обследован.
...мы не знаем, что делается с фундаментом этого (Спасо-Преображенский собор) храма. А фундамент врос в землю более чем на полтора метра. Там, может быть, придется срезать метра два грунта, чтобы дойти до материка уровня XII века.
...Псковские архитекторы во главе с В.Е. Никитиным () к концу года разработают проект архитектурной реставрации. Возможно, проект даже будет предполагать восстановление первоначальных архитектурных форм XII века Спасо-Преображенского собора. Это было бы замечательно, потому что сейчас собор, скорее, похож на театральную декорацию в духе Билибина [ 4 ]: такой плотненький низенький грибок, как кубышка. А первоначально это был очень стройный храм с красивыми формами. Если состоится восстановление первоначальной формы XII века, то Псков получит архитектурный бриллиант.

...должен всех удивить: в 1917 году ничего церкви не принадлежало. Всё принадлежало государству.
Процесс секуляризации начался ещё в XVIII веке. Его запустил Петр I, упразднив патриаршество и создав Синод. Синод никогда не был церковной организацией, это было, скажем так, государственное министерство по делам церкви, возглавляемое обер-прокурором священного Синода, который всегда был светским человеком. Никогда Синод не возглавлялся духовным лицом. Другое дело, что в него входили ведущие архиереи, но возглавлял Синод государственный чиновник. И этот государственный чиновник осуществлял руководство церковью и ее имуществом.
Процесс завершился в 1763 году указом Екатерины II о полной секуляризации церковного имущества: всё оно было передано государству и церкви выделялись средства из государственной казны. Тогда же было упразднено гигантское количество монастырей: их осталось тогда, дай, Бог, памяти, около 300 – вместо полутора тысяч. Монастыри превращались в приходские церкви. И монастыри, и церкви ставились на различные категории государственного учета с различным финансированием. Приход, монастырь, собор получали средства от государства. Пользуясь современными нормами, можно сказать, что церковь была пользователем этого имущества, но юридически всё это находилось в ведении государства. И так продолжалось до 1917 года. Так что, когда советская власть национализировала всё церковное имущество, она логически завершила процесс, начатый еще Петром I.

...поводом для формулирования государственной политики в отношении памятников истории и культуры стал приезд Николая I в Киев в 1840 году. Синклит киевского духовенства под белы ручки повел его смотреть – как они замечательно ремонтируют Киево-Печерскую лавру. Император испытал такой ужас, увидев разрушение древности, которая пережила и Мамаево разграбление, и запустение, и всякие униатские проблемы, проблемы католического внедрения, что прямо в Киеве продиктовал этот закон, и его тут же запустили в дело.

Идет такой досужий разговор: а отдайте всё церкви, это её имущество, она, мол, разберется. Так вот это – не её, на самом деле. И надо отдавать этому отчет. Это общенациональное достояние, не побоюсь высокого слова.

...то же самое безобразие сейчас происходит в Снетогорском монастыре: там строят огромный корпус. Раньше при подъезде к монастырю сразу был виден собор. Сейчас вы его уже не увидите. Там на месте сгоревшего корпуса выстроили другой: по проекту он должен быть двухэтажный, а выстроен четырехэтажный. Местный орган охраны говорит: не наша компетенция, это памятник федерального значения. Хотя они должны надзирать и обращаться в федеральный орган. И я был бы рад, если бы монастырю предписали лишние этажи разобрать.

...Памятники принадлежат не церкви, и не музею, а государству. Музей просто осуществляет оперативное управление. И должен его осуществлять! Эта территория охранная, она должна находиться в управлении учреждения культуры. Если церковь это не устраивает – значит, ей надо поискать другое место. Есть желание строить новую церковь – пожалуйста, государство выделит земли. Но застраивать охранные территории?!
Я понимаю, что и собор Снетогорского монастыря не может долго стоять без допуска туда верующих. В западных его приделах вполне можно устроить алтарь, совершать службы. Главное – оставить в покое древнее ядро. И было бы прекрасное сосуществование музея и церкви. Мирное, а не воинственное.'

---------------------------------------------------------------------------------------------
This account has disabled anonymous posting.
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
No Subject Icon Selected
More info about formatting

Loading anti-spam test...

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Profile

iskatel: (Default)
iskatel

April 2022

S M T W T F S
     12
3456 789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 15th, 2025 09:34 pm
Powered by Dreamwidth Studios